Чем больше проходит времени с момента отстранения от власти Януковича, тем отчетливее становится картина того, каким образом США, используя украинских националистов, провели масштабную операцию по кардинальной трансформации политического режима на Украине. Чтобы понять все детали происходящего, проследим хронологию событий с того момента, когда оппозиция начала оказывать давление на власть посредством уличных протестов.
21 ноября - первая акция протеста на Майдане численностью 1 тыс. человек, на которой впервые публично заявили о себе новые лидеры майдана Кличко, Тягнибок и Яценюк.
24 ноября - массовый митинг в поддержку евроинтеграции проходит в Киеве.
28-29 ноября - в Вильнюсе проходит саммит “Восточного партнерства”, на котором так и не было принято соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
30 ноября - произошел разгон Евромайдана.
1 декабря - на майдане проходит народное вече, а радикалы захватывают здание Киевской рады и Дома профсоюзов, пытаются взять штурмом Администрацию Президента. Именно в этот момент среди протестующих начинают выделяться подготовленные бойцы Правого сектора, чьи действия хорошо скоординированы.
2 декабря - протестующие заблокировали работу Кабинета министров Украины.
4 декабря - в Киев прибыл глава МИД Германии, который посетил лагерь протестующих на Площади Независимости и встретился с В. Кличко и А. Яценюком. Были проведены первые консультации с лидерами майдана, для подготовки в недрах ЕС реальных шагов по урегулированию конфликтной ситуации в стране.
8 декабря - на Украине проходят новые акции протеста. Наиболее многочисленный митинг состоялся в Киеве. В страну прибывает Кэтрин Эштом (министр иностранных дел ЕС), которая проводит переговоры с Януковичем и популярно объясняет, что если на майдане прольется кровь, то его ждет участь Милошевича.
11 декабря - Янукович проводит первую встречу с представителями оппозиции для поиска компромиссных решений.
12 января - в Киеве состоялось первое народное вече в 2014 году.
16 января - Верховная рада принимает ряд поправок к законам, которые ограничивают деятельность СМИ и усиливают ответственность граждан за участие в несанкционированных манифестациях. Впоследствии эти поправки стали называться народом “диктаторскими”.
19 января - в Киеве проходит новое вече, на котором осуждаются эти “диктаторские” поправки.
20 января - начинается новая волна массовых беспорядков, на которых появляются первые жертвы. В регионах происходит массовый захват местных государственных администраций.
1 февраля - Яценюк и Кличко принимают участие в Мюнхенской конференции, где обсуждают ситуацию на Украине с госсекретарем США Джоном Керрри.
4 февраля - Кличко призывает Раду вернуть конституцию 2004 года, т.е. фактически восстановить парламентскую республику. Его призыв поддерживает Яценюк.
18-20 февраля - резкое обострение ситуации. На улицах происходят столкновения с использованием стрелкового оружия. В перестрелках гибнет 75 человек.
21 февраля - между Януковичем и представителями трех оппозиционных фракций Рады в присутствии официальных представителей ФРГ, Польши, Франции и России было подписано соглашение об урегулировании ситуации. Данным соглашением предусматривалось - восстановление действия конституции 2004 года и формирование правительства народного единства, проведение внеочередных президентских выборов до конца 2014 года, прекращение противостояния и сдача незаконного оружия. В этот же день из центра города был отведен “Беркут” и внутренние войска. Однако руководитель “Правого сектора” (УНА-УНСО), который не участвовал в переговорах, заявил, что он не будет выполнять это соглашение так как оно не содержит необходимой конкретики, и отдал команду о захвате правительственного квартала.
22 февраля - Янукович бежит из Киева в Россию.
21 ноября - первая акция протеста на Майдане численностью 1 тыс. человек, на которой впервые публично заявили о себе новые лидеры майдана Кличко, Тягнибок и Яценюк.
24 ноября - массовый митинг в поддержку евроинтеграции проходит в Киеве.
28-29 ноября - в Вильнюсе проходит саммит “Восточного партнерства”, на котором так и не было принято соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
30 ноября - произошел разгон Евромайдана.
1 декабря - на майдане проходит народное вече, а радикалы захватывают здание Киевской рады и Дома профсоюзов, пытаются взять штурмом Администрацию Президента. Именно в этот момент среди протестующих начинают выделяться подготовленные бойцы Правого сектора, чьи действия хорошо скоординированы.
2 декабря - протестующие заблокировали работу Кабинета министров Украины.
4 декабря - в Киев прибыл глава МИД Германии, который посетил лагерь протестующих на Площади Независимости и встретился с В. Кличко и А. Яценюком. Были проведены первые консультации с лидерами майдана, для подготовки в недрах ЕС реальных шагов по урегулированию конфликтной ситуации в стране.
8 декабря - на Украине проходят новые акции протеста. Наиболее многочисленный митинг состоялся в Киеве. В страну прибывает Кэтрин Эштом (министр иностранных дел ЕС), которая проводит переговоры с Януковичем и популярно объясняет, что если на майдане прольется кровь, то его ждет участь Милошевича.
11 декабря - Янукович проводит первую встречу с представителями оппозиции для поиска компромиссных решений.
12 января - в Киеве состоялось первое народное вече в 2014 году.
16 января - Верховная рада принимает ряд поправок к законам, которые ограничивают деятельность СМИ и усиливают ответственность граждан за участие в несанкционированных манифестациях. Впоследствии эти поправки стали называться народом “диктаторскими”.
19 января - в Киеве проходит новое вече, на котором осуждаются эти “диктаторские” поправки.
20 января - начинается новая волна массовых беспорядков, на которых появляются первые жертвы. В регионах происходит массовый захват местных государственных администраций.
1 февраля - Яценюк и Кличко принимают участие в Мюнхенской конференции, где обсуждают ситуацию на Украине с госсекретарем США Джоном Керрри.
4 февраля - Кличко призывает Раду вернуть конституцию 2004 года, т.е. фактически восстановить парламентскую республику. Его призыв поддерживает Яценюк.
18-20 февраля - резкое обострение ситуации. На улицах происходят столкновения с использованием стрелкового оружия. В перестрелках гибнет 75 человек.
21 февраля - между Януковичем и представителями трех оппозиционных фракций Рады в присутствии официальных представителей ФРГ, Польши, Франции и России было подписано соглашение об урегулировании ситуации. Данным соглашением предусматривалось - восстановление действия конституции 2004 года и формирование правительства народного единства, проведение внеочередных президентских выборов до конца 2014 года, прекращение противостояния и сдача незаконного оружия. В этот же день из центра города был отведен “Беркут” и внутренние войска. Однако руководитель “Правого сектора” (УНА-УНСО), который не участвовал в переговорах, заявил, что он не будет выполнять это соглашение так как оно не содержит необходимой конкретики, и отдал команду о захвате правительственного квартала.
22 февраля - Янукович бежит из Киева в Россию.
23 февраля - Верховная Рада избирает и.о. Президента Украины и новое правительство, назначает досрочные выборы президента. Отменяется также закон о языковой политике от 2012 года, в результате чего единственным государственным языком становится украинский. В течение последующих нескольких дней новое правительство признается всеми западными странами.
Невооруженным взглядом из этой хронологии видно, что Правый сектор при полной поддержке оппозиции целенаправленно обострял ситуацию в стране, чтобы в конечном итоге осуществить политический переворот. Более того, просочившиеся в прессу обстоятельства обстрела снайперами майдановцев и военнослужащих “Беркута”, позволяют говорить о спланированной провокации, которая была устроена не без участия лидеров майдана и курирующих их западных спецслужб.
Невооруженным взглядом из этой хронологии видно, что Правый сектор при полной поддержке оппозиции целенаправленно обострял ситуацию в стране, чтобы в конечном итоге осуществить политический переворот. Более того, просочившиеся в прессу обстоятельства обстрела снайперами майдановцев и военнослужащих “Беркута”, позволяют говорить о спланированной провокации, которая была устроена не без участия лидеров майдана и курирующих их западных спецслужб.
Очевидно, что в планы противников Януковича не входило урегулирование ситуации мирным путем. Их целью было свержение правительства и президента, для последующей дестабилизации политической ситуации на Украине, чтобы было проще оправдать разного рода чрезвычайные меры. В результате стала возрастать политическая нестабильность в южных и восточных регионах Украины. Крым сформировал новое правительство и объявил о проведении референдума о присоединении к России 16 марта. В Донбассе, Харькове, Днепропетровске и Луганске начались массовые выступления русскоязычного населения за проведение референдума по отделению этих областей от Украины.
Не вызывает никаких сомнений тот факт, что произошедшие политические изменения были осуществлены под эгидой США, которые накопили значительный опыт по дестабилизации неугодных им режимов и сегодня в их геополитической повестке дня очередь наконец дошла и до Украины. Во что они хотят превратить страну? Скорее всего в новый плацдарм для НАТО. Конечно же есть еще идея евроинтеграции, но с учетом того что политическое поле после февральского переворота обильно заполнилось экстремистскими элементами и запущен долгосрочный процесс самораспада страны, единение с Европой будет длительным и болезненным. Но как говорится игра началась! США сделали свой ход, теперь очередь за Россией. Каким будет ответ? Выйти из этой игры, значит понести невосполнимые потери. Надо начинать игру. Но какую? Опять в любимые еще со времен Горбачева поддавки и завести ситуацию в тупик? Или же все таки следует дать достойный отпор зарвавшимся янки и до конца защитить свои интересы. Вопрос для нынешней российской власти весьма сложный. За последние 20 лет политическая жизнь в России больше напоминала череду перфомансов и PR акций, а сейчас ситуация другая, нужно заниматься реальной политикой и принимать решения от которых зависит будущее России. Для этого к сожалению опыта накоплено не так уж много.
С Крымом все понятно. Там флот и других вариантов кроме как присоединить его к России просто нет. Да и с его переходом под юрисдикцию России Запад рано или поздно смирится. Вся истерика в средствах массовой информации по данной теме поддерживается лишь для того, чтобы впоследствии в ходе переговоров вынудить Россию заплатить за присоединение полуострова существенно более высокую цену, чем это того стоит на самом деле. А вот как быть с Харьковом, Донецком, Донбассом, Луганском, Запорожьем, Херсоном ( про Одессу и Николаев я пока вообще ничего не говорю). Почему там не появились “вежливые” военные из числа местных ополченцев, которые бы помогли автономиям выбрать истинно народную власть и не допустить до рабочих мест назначенцев из Киева? Ведь на Майдане появились боевики из Правого сектора, которых в сопредельных странах готовили инструкторы США, и заставили Януковича позорно бежать. Почему Россия не поступила таким же образом? Что Россия хочет бросить на произвол судьбы Восток Украины? Относительно этих регионов Путин в одном из официальных интервью сказал, что российские войска могут быть введены по просьбе населения для поддержания порядка.
Однако время идет. Бендеровцы не сидят сложа руки, они активно расставляют на ключевые должности надежных людей. Неумолимо приближается момент, когда не останется в региональных структурах людей обладающих достаточно высоким статусом, чтобы обратиться к Президенту РФ официально. Обращение Януковича о вводе вооруженных сил, которое он сделал находясь на территории России, выглядит весьма сомнительно с точки зрения легитимности. Если бы он его сделал находясь у себя в президентской резиденции в Киеве, то это выглядело бы по-другому. Здесь проглядывается явная недоработка. Януковича надо было настоятельно убедить сделать это заявление до того, как он отправится в бега. Дать понять, что без этого шага для него Россия будет закрыта навсегда! В этом случае войска можно было бы ввести сразу после переворота по официальной просьбы законного президента Украины. В этом случае США были просто поставлены перед свершившимся фактом и им ничего бы не оставалось, как начать с Россией переговоры об урегулировании политического кризиса. Сейчас время для военной операции упущено! Поэтому Россия уже никаким образом не может влиять на ситуацию в Восточных регионах. И через полгода, когда экономика Украины полностью обвалится, оттуда может хлынуть мощный поток мигрантов. Это может приведет к дестабилизации социально-экономической ситуации в российских регионах, которые граничат с Украиной. В итоге цена, которая будет заплачена за урегулирование этой проблемы может оказаться выше той, которая была бы заплачена в случае проведения масштабной военной операции с оккупацией восточных областей.
Что касается Крыма, то после перехода под юрисдикцию России он станет также как и Калиниградская область изолированным анклавом, куда в случае обострения политической ситуации можно будет добраться только морем. Более того, его можно будет легко блокировать как по Перекопскому перешейку с суши, так и с моря, для чего США видимо через какое-то время переведут туда необходимые силы ВМФ. Поэтому его ценность для прикрытия южного фланга невысока (речь идет о противостоянии НАТО). Гораздо перспективнее с военной и геополитической точки зрения иметь под контролем весь Восток Украины, включающий шесть выше перечисленных областей. Тогда Крымский полуостров стал бы естественным продолжением новой сухопутной границы России. Однако как говорится чего нет, того нет и уже, скорее всего, не будет!
Если подвести краткий итог, то Украина уже окончательно перестала быть для России дружественной страной и на многие десятилетия станет источником большого количества проблем как военно-политического характера, так и экономического. Дальнейшая ситуация в стране будет скорее всего развиваться по прибалтийскому сценарию. После того, как русский язык был лишен статуса государственного, через какое-то время будет принят закон о гражданстве, в котором возможность подтверждения гражданства будет зависеть от готовности сдать экзамен по украинскому языку. Конечно же русскому говорить на мове существенно проще, чем скажем на эстонском. Однако, даже выучившись официальному языку, он все равно останется москалем, которому еще долго предстоит доказывать лояльность подлинно украинскому народу. Поэтому на многие годы русские скорее всего будут изолированы от активной политической жизни и руководство страной на всех административных уровнях будет осуществляться выходцами с западных регионов. Ситуация может также развиваться по более негативному сценарию - грузинскому. В том случае если к власти придут правые (скажем Ярош), то негативное отношение может перерасти в негативно-агрессивное с периодическими вооруженными локальными конфликтами по спорным территориальным вопросам - по Крыму, например. Поэтому головной боли может будет поменьше чем на Кавказе, но существенно больше чем на границе с Прибалтикой, а с учетом протяженности границ с Украиной все это будет выливаться в большую копеечку.
Среди новых проблем и вызовов, которые стали более отчетливо видны после украинских событий, надо отдельно выделить рост вероятности дальнейших политических трансформаций на территории СНГ. У многих наблюдателей уже нет никаких сомнений в том, что следующим в геополитческой повестке дня Вашингтона стоит Лукашенко. Сегодня он уверенно контролирует внутриполитическую ситуацию в Белоруссии. Однако все ли будет так же безоблачно и хорошо в будущем? Неясно. Тем не менее можно быть уверенными в том, что США пристально следят за тем, что происходит в этой стране и обязательно воспользуются любой возможностью, чтобы “раскачать лодку”. Когда и как это произойдет, никто не знает. Можно лишь сказать, что произойдет это не скоро (вряд ли во время следующей олимпиады), но достаточно неожиданно. Для российского руководства в принципе должно быть ясно, что тот механизм политических изменений, который сегодня запущен на территории СНГ отлаживался и совершенствовался с момента сдачи Западу Югославии в 90-х годах. Несмотря на то, что инструментарий изменений стал существенно более изощренным, общая схема осталась прежней. Если США удастся ее успешно реализовать в отношении Белоруссии, то уж потом очередь дойдет и до России или точнее российских регионов. Первой падет Калиниградская область и т.д. по списку.
Грустный сценарий, на правда ли? Но его можно избежать если российское руководство все же сделает выводы из событий произошедших на Украине. Какие? Их много и перечислять все не имеет смысла. Но первый и видимо самый важный заключается в том, что слепое следование букве международного права сегодня не в моде. Даже если ты все делаешь правильно в соответствии с международными нормами и выглядишь совершенно белым и пушистым, то всегда найдется кто-то посильней, кто захочет вытереть об тебя ноги! Поэтому все же национальные интересы должны иметь более высокий приоритет во внешней политике, чем международное право.
Что касается Крыма, то после перехода под юрисдикцию России он станет также как и Калиниградская область изолированным анклавом, куда в случае обострения политической ситуации можно будет добраться только морем. Более того, его можно будет легко блокировать как по Перекопскому перешейку с суши, так и с моря, для чего США видимо через какое-то время переведут туда необходимые силы ВМФ. Поэтому его ценность для прикрытия южного фланга невысока (речь идет о противостоянии НАТО). Гораздо перспективнее с военной и геополитической точки зрения иметь под контролем весь Восток Украины, включающий шесть выше перечисленных областей. Тогда Крымский полуостров стал бы естественным продолжением новой сухопутной границы России. Однако как говорится чего нет, того нет и уже, скорее всего, не будет!
Если подвести краткий итог, то Украина уже окончательно перестала быть для России дружественной страной и на многие десятилетия станет источником большого количества проблем как военно-политического характера, так и экономического. Дальнейшая ситуация в стране будет скорее всего развиваться по прибалтийскому сценарию. После того, как русский язык был лишен статуса государственного, через какое-то время будет принят закон о гражданстве, в котором возможность подтверждения гражданства будет зависеть от готовности сдать экзамен по украинскому языку. Конечно же русскому говорить на мове существенно проще, чем скажем на эстонском. Однако, даже выучившись официальному языку, он все равно останется москалем, которому еще долго предстоит доказывать лояльность подлинно украинскому народу. Поэтому на многие годы русские скорее всего будут изолированы от активной политической жизни и руководство страной на всех административных уровнях будет осуществляться выходцами с западных регионов. Ситуация может также развиваться по более негативному сценарию - грузинскому. В том случае если к власти придут правые (скажем Ярош), то негативное отношение может перерасти в негативно-агрессивное с периодическими вооруженными локальными конфликтами по спорным территориальным вопросам - по Крыму, например. Поэтому головной боли может будет поменьше чем на Кавказе, но существенно больше чем на границе с Прибалтикой, а с учетом протяженности границ с Украиной все это будет выливаться в большую копеечку.
Среди новых проблем и вызовов, которые стали более отчетливо видны после украинских событий, надо отдельно выделить рост вероятности дальнейших политических трансформаций на территории СНГ. У многих наблюдателей уже нет никаких сомнений в том, что следующим в геополитческой повестке дня Вашингтона стоит Лукашенко. Сегодня он уверенно контролирует внутриполитическую ситуацию в Белоруссии. Однако все ли будет так же безоблачно и хорошо в будущем? Неясно. Тем не менее можно быть уверенными в том, что США пристально следят за тем, что происходит в этой стране и обязательно воспользуются любой возможностью, чтобы “раскачать лодку”. Когда и как это произойдет, никто не знает. Можно лишь сказать, что произойдет это не скоро (вряд ли во время следующей олимпиады), но достаточно неожиданно. Для российского руководства в принципе должно быть ясно, что тот механизм политических изменений, который сегодня запущен на территории СНГ отлаживался и совершенствовался с момента сдачи Западу Югославии в 90-х годах. Несмотря на то, что инструментарий изменений стал существенно более изощренным, общая схема осталась прежней. Если США удастся ее успешно реализовать в отношении Белоруссии, то уж потом очередь дойдет и до России или точнее российских регионов. Первой падет Калиниградская область и т.д. по списку.
Грустный сценарий, на правда ли? Но его можно избежать если российское руководство все же сделает выводы из событий произошедших на Украине. Какие? Их много и перечислять все не имеет смысла. Но первый и видимо самый важный заключается в том, что слепое следование букве международного права сегодня не в моде. Даже если ты все делаешь правильно в соответствии с международными нормами и выглядишь совершенно белым и пушистым, то всегда найдется кто-то посильней, кто захочет вытереть об тебя ноги! Поэтому все же национальные интересы должны иметь более высокий приоритет во внешней политике, чем международное право.
Следующий по важности вывод фактически вытекает из первого - если последовательно не отстаивать интересы страны, а пытаться решить все проблемы за счет политического лавирования, то в итоге будет крах. Надо не забывать чем закончилось такое лавирование между Россией и ЕС для Януковича, в какой спешке ему пришлось убегать из страны. Если что-то подобное произойдет в России, то убегать уже будет некуда, ну разве что в Китай!
Комментариев нет:
Отправить комментарий