На недавно прошедшей в Мюнхене конференции по безопасности для представителей США вскрылся один неприятный момент - Германия засомневалась в адекватности европейской политики мирового гегемона и тем самым внесла смятение в стройные ряды сторонников демонизации России. Несмотря на офицальные заверения о верности атлантическим ценностям, прозвучавшим с трибуны конференции из уст канцлерин, в кулуарных беседах немецкие политики высказывались за возобновление политического диалога с Россией и выступили против дальнейшего обострения военно-политической обстановки в Европе. Что реально скрывается за таким “протестным” поведением Германии и насколько оно является серьезным и долгосрочным?
Данную ситуацию проанализировал Джордж Фридман, основатель консалтинговой компании Stratfor, в недавно опубликованной статье.
По его мнению, Германия, используя свой политический и экономический вес в ЕС, сегодня стремится повлиять на НАТО, чтобы пересмотреть сложившийся последние несколько лет подход к России как к врагу. Учитывая уже фактически состоявшийся выход США из соглашения РСМД, который неминуемо приведет к дальнейшей военной эскалации в Европе, Меркель стремится перевести нарастающее противостояние с нашей страной в политическую плоскость и сделать акцент именно на политическом урегулировании возникших последние несколько лет проблем из-за Украинских событий. США наоборот, желая усилить свое военное присутствие в странах Восточной Европы, продолжают игру на обострение ситуации, делая при этом упор на усилении агрессивной официальной риторики с использованием языка ультиматумов.
С точки зрения США, Россия является противником, интересы которого фундаментально противоречат интересам Запада. Ее политика в бывших советских республика и на Ближнем Востоке представляет собой угрозу, которой необходимо противостоять, в том числе и с использованием военных возможностей.
Позиция Германии, по мнению Фридмана, иная и заключается в том, что все спорные моменты с Россией предлагается рассматривать не с точки зрения военного противостояния, а как комплекс неких политических проблем, которые следует решать путем переговоров и, в конечном итоге, путем интеграции России в европейскую систему безопасности.
У правящих элит США и Германии исторически сложились противоположные подходы в отношении России, потому что их национальные стратегии кардинально различались на протяжении длительного исторического периода.
В течение примерно 100 лет основной целью США было противодействие доминированию в Европе какой-либо одной страны. Соединенные Штаты участвовали в двух мировых войнах, чтобы заблокировать стремление немцев к гегемонии, а впоследствии развязали холодную войну, направленную против доминирования СССР. Все это время Германия оставалась в центре всех политических раскладов Вашингтона. С другой стороны, долгосрочная внешняя политика Германии базируется на ее собственном опыте. Объединив территории в 1871 году, она оказалась снова разделенной после Второй мировой войны, а по окончании холодной войны опять обрела единство. С тех пор Германия всеми силами стремится в первую очередь поддерживать свое экономическое процветание и укреплять ЕС, избегая ради этого любых военных конфликтов, которые опять могли бы угрожать ее целостности. Поэтому в возникшем противостоянии по проблемам европейской безопасности стороны придерживаются различных точек зрения.
Однако претворение в жизнь новой немецкой политической повестки наталкивается на ряд препятствий.
Выступая якобы от лица всей объединенной Европы, Германии вызывает недоумение у ряда европейских политиков, так как в реальности Евросоюз сегодня расколот как минимум на два лагеря. Один, проамериканский, куда с полной уверенностью можно отнести Польшу, Румынию, страны Балтии и Скандинавии. Другой, в какой-то степени антиамериканский, ядром которого являются Германия и Франция.
Помимо этого, США и Польша сейчас практически достигли согласия о комплексном военном сотрудничестве. Это вызывает настороженность в Берлине в первую очередь из-за опасений, что избыточная милитаризация восточного соседа в конце концов может спровоцировать еще одну европейскую войну. Однако для убеждения стран Восточной Европы в своей правоте потребуется довольно длительное время для проведения консультаций и сложных переговоров, итог которых не очевиден. Поэтому в складывающихся геополитических условиях стремление Германии снять нарастающую последние несколько лет напряженность пока не имеет реальных шансов реализоваться на практике.
В своем выступлении на мюнхенской конференции Меркель подчеркнула, что НАТО - это не только военный союз, но и политический. Однако это в принципе верно для любого военного альянса. Возникает вопрос - зачем она об этом заявила именно сейчас? Ведь главное в НАТО это не политический компонент ее активности, а военная составляющая, базирующаяся на готовности организации оказать военную помощь одному из ее членов, если он подвергнется агрессии извне. Наиболее вероятный ответ на это заключается в том, что Германия боится быть вовлеченной в военные действия напрямую или косвенным образом, когда придется вставать на сторону одного из участников конфликта в ущерб выгодным взаимоотношениям с другой стороной. А вероятность подобной ситуации после аннулирования договора РСМД только возрастает, так как страны Восточной Европы уже не могут быть надежной буферной зоной, если военный конфликт с Россией перерастет в стадию применения ракет средней дальности оснащенными ядерными боеголовками.
Другая серьезная проблема лежит в сфере экономики.
Сегодня экспорт Германии составляет приблизительно 40% от ВВП, причем где-то 3,5% этого экспорт идет в США. Последний показатель совпадает по величине с аналогичным китайским. Очевидно, что такая уязвимость экономики страны в современных условиях налагает существенные ограничения на свободу действий и в политической области. Если Вашингтон пойдет на развязывание торговой войны, то в стране может начаться полномасштабный экономический кризис. Аналогично Германия не может пренебрегать экономическими связями с партнерами по ЕС. Поэтому стратегия Берлина достаточна сложна и может быть успешно реализована лишь при наличии политического единства в Европе, чего на настоящий момент не наблюдается - brexit, конфликт Италии с Брюсселем, пренебрежительное отношение Польши и Венгрии к европейским демократическим ценностям и т.д.
С другой стороны американская стратегия проста и за счет этого реалистична. США не хотят, чтобы одна страна доминировала в Европе или Азии и пытаются достичь этого с помощью довольно простых действий - размещение войск в Польше и Балтии, повышение тарифов в торговле с Китаем, сохранение присутствия в Южно-Китайском море. Старый англосаксонский принцип разделяй и властвуй как всегда более эффективен, чем попытки континентальных стран консолидироваться для противостояния раздору в своих рядах!
С другой стороны американская стратегия проста и за счет этого реалистична. США не хотят, чтобы одна страна доминировала в Европе или Азии и пытаются достичь этого с помощью довольно простых действий - размещение войск в Польше и Балтии, повышение тарифов в торговле с Китаем, сохранение присутствия в Южно-Китайском море. Старый англосаксонский принцип разделяй и властвуй как всегда более эффективен, чем попытки континентальных стран консолидироваться для противостояния раздору в своих рядах!
Поэтому в обозримом будущем Германия, несмотря на свои политические амбиции, вряд ли сможет бросить вызов США и стать как Россия или Китай проблемной страной для для мирового гегемона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий