Многие политики в США долго надеялись, что интеграция Китая в мировую экономику сделает его «ответственным участником» международных отношений и приведет к внутриполитическим реформам. Однако уже во времена правления Трампа такой подход был подвергнут критике и признан несостоявшимся. Сегодня Джо Байден пошел еще дальше - он представил имеющиеся противоречия между Америкой и Китаем, как борьбу между соперничающими политическими системами, в которой может быть только один победитель. В итоге Трамп и Байден по сути вместе устроили самый драматический прорыв в американской внешней политике за пять десятилетий с момента подписания шанхайского коммюнике.
Нынешний президент и его команда основывают свою китайскую доктрину на убеждении, что Поднебесная в меньшей степени заинтересована в равноправных отношениях с другими странами и постоянно стремится доминировать. Задача американской политики - заставить китайцев умерить свои глобальные амбиции. Америка будет сотрудничать с Китаем в областях, представляющих общий интерес, таких как, например, изменение климата, но одновременно противодействовать по другим направлениям. Это предполагает как наращивание экономической мощи США внутри страны, так и усиление работы за границей с союзниками, которые могут внести свою лепту в это процесс и тем самым снизить издержки в ходе предстоящего противоборства с Китаем.
Многое в новой доктрине Байдена воспринимается американским истеблишментом одобрительно в силу того, что оптимистический взгляд на перспективы развития двухсторонних отношений с Поднебесной сегодня окончательно исчез. Руководство страны, во главе с Си Цзиньпином, активно размещает военных в Южно-Китайском море на искусственно созданных островах, подавляет инакомыслие в Гонконге, выражает готовность в случае обострения ситуации решить тайваньскую проблему военным путем, разжигает пограничные конфликты с Индией и, в конце концов, выступает с критикой западных ценностей в международных организациях. Запад встревожен китайской дипломатией «воина-волка».
Однако в деталях новой американской доктрины есть слабые места, которые могут сделать ее нереализуемой на практике. Одно из таких мест является идеологическая и экономическая мобилизация нации, которая в результате последних событий (расовых столкновений, а также борьбы компроматов между демократами и республиканцами) по сути оказалась расколота. Помимо этого, несмотря на достигнутый межпартийный консенсус относительно санкционного давления на КНР, республиканцы вряд ли поддержат внутренние планы Байдена, без чего доктрина окажется нежизнеспособной.
Хуже того, чем чаще представители президентской администрации будут использовать резкую риторику для воодушевления американцев, тем сложнее им будет уговаривать союзников и крупные развивающиеся страны, такие как Индия или Индонезия, следовать своей политической линии. Предлагая им вместо поиска возможных вариантов совместного сосуществования с КНР некую игру с нулевой суммой - манихейскую борьбу между демократией и автократией, доктрина явно недооценивает упущенную выгода потенциальных союзников от ухудшения отношений с Китаем. По многим экономическим показателям Китай скоро станет доминирующей силой в мире. Уже сегодня у него больше торговых партнеров чем у США почти в два раза. Германия, экспортный центр Европы , стремится поддерживать коммерческие связи с Китаем даже в условиях ослабления политического взаимодействия. В Юго-Восточной Азии многие страны рассматривают Америку в качестве гаранта совей безопасности, в то же самое время считают устойчивые экономические связи с Китаем гарантией своего экономического процветания на будущее. Если поставить такие страны перед жестким выбором - либо ты с нами, либо против нас, то некоторые могут выбрать Китай.
Помимо этого доктрина Байдена полна положений связанных с необходимостью проведения промышленной политики, государственного вмешательства, планирования и контроля. Это сильно смахивает на то, чем занимается Китай.
Сегодня американская экономика, по последним данным, находится в импортной зависимости от четырех важнейших цепочек поставок - полупроводников, батарей, редкоземельных элементов и жизненно важных фармацевтических ингредиентов. Поэтому продвигается тезис о необходимости государственного вмешательства в эти сферы, т.е. по сути субсидирования их производства и предоставления гарантий того, что соответствующие предприятия и рабочие мест на на них останутся в пределах границ США.
Такая позиция может насторожить и союзников. Если штаты хотят пойти на окончательный разрыв с Поднебесной, чтобы расширить свой государственный сектор в экономике, то возникает вопрос а зачем им-то это нужно? Чтобы укрепить в стране влияние профсоюзов?
Поэтому доктрина Байдена сегодня представляется многим странам, включая союзников, весьма противоречивой и сомнительной, с точки зрения получения неких экономических преимуществ глобального порядка. Она вряд ли вдохновит потенциальных союзников и скорее всего оттолкнет колеблющихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий