Сегодня мультикультурализм не критикует только ленивый.
Однако при этом остаются довольно слабо изученными причины его появления. В
итоге простой вопрос – почему принцип непредвзятого отношения к изучаемым
культурам, первоначально использовавшийся при проведении сравнительных антропологических исследований, вдруг в какой-то момент перекочевал
в политику, до сих пор остается без ответа. Ведь что такое мультикультурализм
по своей сути? Это простое признание того факта, что все культуры, в какой бы
точке земного шара они не зародились и в какой стадии эволюции не находились, ценны сами по себе и следовательно
равноправны. Поэтом если где-то в Париже, Дюссельдорфе или Манчестере скопилось
значительно количество представителей различных не коренных этносов, которые не
испытывают особого желания ассимилироваться, то в этом нет ничего
предосудительного. Пусть живут согласно своим традициям и культурно обогащают
друг друга. А если вдруг кто-то начинает говорить, что все-таки есть некоторые
культуры, которые не очень современны или чрезмерно архаичны, он тут же получит
ярлык расиста. Такова реальность. Прослыть не политкорректным в
Европе, это все равно, что поставить крест на своей карьере. В России еще хуже
– за такие высказывания могут привлечь по 282 статье за разжигание и дать
вполне реальный срок! Так откуда все это пошло?
Заслуживает внимание и аргументация Питера Шварца. В первых строках статьи «Мультикультурный нигилизм» он пишет – «Чтобы подняться выше первобытного уровня, человеку пришлось осознать факт существования ценностей. Каждый шаг вперед требовал понимания не только того, как сделать этот шаг, но и то почему это действие представляет ценность, иными словами, почему стоит думать, что этот шаг именно вперед». Далее – «История человечества – это история создания ценностей», а прогресс это непрерывное создание ценностей, которые постепенно становятся достоянием всего населения нашей планеты. Естественно в ходе такого прогрессивного развития в нем появляются лидеры – страны, которым удается интенсивно эти ценности создавать, в то время как остальному миру остается лишь примерять эти ценности на себе. Поэтому когда утверждается – нет ничего, что было бы объективно лучше всего остального, то такая позиция ставит большой знак вопроса на самой идее прогресса! Примерно такая логика используется мультикультурализмом сегодня. Правда следует отметить, что в современной интеллектуальной среде уже давно существует огромное количество аргументов обосновывающих абстрактность понятия прогресса, мол, это простое интеллектуальное клише, выдуманное в эпоху просвещения. Или прогресс был, но остановился. А раз прогресса нет, то нет и лидеров. В итоге все кругом равны между собой – нет первых и нет последних. Но раз все окружающее нас тождественно друг другу, то нет разницы между христианами и племенами Папуа Новая Гвинея, в некоторых из которые до сих пор практикуется каннибализм. Нет разницы между гетеросексуалистами и гомосексуалистами, племенным укладом общественной жизни и современным государством. Поэтому потеряв ценностные ориентиры и утверждая всеобщее равенство культур, мы неминуемо погружаемся в примитивизм. Собственно этого и добивались новые левые в 60-х годах, выступая против капитализма. Этого добываются современные мульткультуралисты, выступая против идеи прогресса и развития!
Я долго не мог найти вразумительного ответа на этот вопрос,
пока однажды не взял в руки книгу «Возвращение примитива» американского
публициста и философа Айн Рэнд, выпущенную впервые в 1971 году. В России она
была издана в 2011 под редакцией Питера Шварца, который в свою очередь добавил
в нее несколько своих произведений, в том числе статью «Мультикультурный
нигилизм». Книга написана живым языком и эмоционально, поэтому читается
достаточно легко. Логика изложения материала весьма впечатляющая. Но важно
совсем другое, там, наконец, было показано, как появился на свет
мультикультурализм. Оказывается, что в качестве самостоятельной политической
доктрины он отпочковался от идеологии новых левых в 60-х годах прошлого века. Новые
левые, возникшие на волне распада мирового коммунистического движения в середине 50-х и кризисных явлений, из-за которых под вопрос было
поставлено мировое лидерство США (распад колониальной системы Запада,
отставание в космической гонке от СССР, убийство президента Кеннеди, надвигающееся
поражение во вьетнамской кампании и пр.) протестовали буквально против всего,
что составляло основы капиталистического общества. «Это было время ….. организованной жестокости и открытого, наглого
нигилизма…. Эпоха психоделических «детей цветов» и «народных армий», Тимоти
Лири, Эбби Хоффмана и Чарльза Мэнсона, театра абсурда и «Черных пантер»…..
Американское общество оказалось в осаде, совершенно ошеломленное происходящим.
Оно отступало, не понимая, принять это или сопротивляться этому натиску –
натиску, предпринимаемому во имя цели, которую никто не мог назвать». Т.е. приблизительно как у нас в России в 90-е годы! Конечно
те, кто ближе знаком с этим периодом истории США, могут сказать, что реально
никакой идеологии у новых левых не было. Они находились в поиске и пытались создать свою контр культуру. То чем они пользовались, было
эклектическим соединением большого количества разнородных идей, начиная от
троцкизма, маоизма и буддизма, заканчивая теориями Маркузе, Адорно и Камю. Плюс к этому
добавлялись разного рода эпатажные практики, такие как, например, свободная
любовь в публичных местах или расширение сознания с применением ЛСД. Но,
несмотря на такую идейную пестроту, Айн Рэнд, со свойственной ей
проницательностью, все же смогла выделить основное направление протеста. «Активисты
нового левого движения, - писала она, - стали ближе (чем их предшественники
левые начала ХХ века) к раскрытию своих истинных мотивов: они не хотят забрать
заводы себе, они хотят уничтожить технологии в целом». Однако на протяжении 70-х
годов этот антииндустриальный импульс потерял свою протестную силу, так как от
комфорта и богатства сами протестующие отказываться, в конечном итоге, не
захотели. Этот импульс перераспределился между двумя направлениями - движением
зеленых и мультикультурализмом. Поэтому с самого своего рождения эти два
течения в современной политике получили родовую травму - в структуру их
идеологий был заложен код, программирующий борьбу с общественным прогрессом, который
последние 200 лет был неразрывно связан с распространением по миру
индустриальной революции.
Заслуживает внимание и аргументация Питера Шварца. В первых строках статьи «Мультикультурный нигилизм» он пишет – «Чтобы подняться выше первобытного уровня, человеку пришлось осознать факт существования ценностей. Каждый шаг вперед требовал понимания не только того, как сделать этот шаг, но и то почему это действие представляет ценность, иными словами, почему стоит думать, что этот шаг именно вперед». Далее – «История человечества – это история создания ценностей», а прогресс это непрерывное создание ценностей, которые постепенно становятся достоянием всего населения нашей планеты. Естественно в ходе такого прогрессивного развития в нем появляются лидеры – страны, которым удается интенсивно эти ценности создавать, в то время как остальному миру остается лишь примерять эти ценности на себе. Поэтому когда утверждается – нет ничего, что было бы объективно лучше всего остального, то такая позиция ставит большой знак вопроса на самой идее прогресса! Примерно такая логика используется мультикультурализмом сегодня. Правда следует отметить, что в современной интеллектуальной среде уже давно существует огромное количество аргументов обосновывающих абстрактность понятия прогресса, мол, это простое интеллектуальное клише, выдуманное в эпоху просвещения. Или прогресс был, но остановился. А раз прогресса нет, то нет и лидеров. В итоге все кругом равны между собой – нет первых и нет последних. Но раз все окружающее нас тождественно друг другу, то нет разницы между христианами и племенами Папуа Новая Гвинея, в некоторых из которые до сих пор практикуется каннибализм. Нет разницы между гетеросексуалистами и гомосексуалистами, племенным укладом общественной жизни и современным государством. Поэтому потеряв ценностные ориентиры и утверждая всеобщее равенство культур, мы неминуемо погружаемся в примитивизм. Собственно этого и добивались новые левые в 60-х годах, выступая против капитализма. Этого добываются современные мульткультуралисты, выступая против идеи прогресса и развития!
Фильмы про мультикультурализм
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить